Йога и вегетарианство

Зачастую практикующие йогу люди становятся лакто-вегетарианцами, реже сыроедами. Это легко объяснить как с физической, так и с моральной точек зрения. Во-первых, мясо — слишком тяжелый продукт для организма человека, и мешает занятиям. Во-вторых,  один из основополагающих принципов йоги — ахимса, то есть ненасилие, максимальное непричинение вреда всем живым существам. Когда человек начинает осознанно подходить к практике, у него возникает потребность следовать этому правилу во всем, включая питание. Но почему тогда йоги не идут дальше и не отказываются от молока, продуктов эксплуатации животных в одежде, быту и так далее? В нашем материале – 5 главных вопросов, которые может задать себе вегетарианец, практикующий йогу

Для начала стоит дать определение самой йоге. Учитывая, сколько «просветленных» шарлатанов и лжепророков странствует сейчас по миру, у некоторых людей, особенно мало знакомых с философскими концепциями Азии, сложилось весьма нелестное представление об этой традиции.  Случается, что между йогой и сектантством ставят знак равенства.

В данной статье под йогой подразумевается, прежде всего, философская система, физическая и ментальная практика, которая учит управлять умом и телом, отслеживать и контролировать эмоции, избавляет от телесных и психологических зажимов. Если рассматривать йогу в этом ключе, опираясь при этом на физиологические процессы, которые возникают в организме при выполнении той или иной асаны, то вопрос о сектантстве или религиозной экзальтированности отпадет сам собой.

1. Предполагает ли йога вегетарианство?

Согласно индуистким первоисточникам, отказ от продуктов насилия носит преимущественно рекомендательный характер. Далеко не все индусы на сегодняшний день вегетарианцы. Более того, не все йоги вегетарианцы. Это зависит от того, в какой традиции человек практикует и какую цель он себе ставит.

Часто от людей, долгое время проживших в Индии, приходится слышать, что большинство ее жителей придерживается вегетарианского образа жизни скорее по причине бедности, чем из религиозных соображений. Когда у индуса появляются лишние деньги, он может себе позволить и мясо, и спиртное.

— Индусы вообще очень практичные люди, — уверят инструктор хатха-йоги Владимир Чурсин. —Корова  в индуизме является священным животным, скорее всего, потому, что она кормит и поит. Что же касается практики йоги, здесь важно не нарушать принцип ненасилия по отношению к себе же самому. Желание отказаться от мяса должно прийти само собой. Я стал вегетарианцем не сразу, и это вышло естественным путем. Я даже не обратил на это внимания, заметили мои близкие.

Еще одна из причин, по которой йоги не употребляют мяса и рыбы, заключается в следующем. В индуизме есть такое понятие, как гуны — качества (силы) природы. Упрощенно – это три аспекта любого существа, их суть — движущая сила, механизм построения мира. Есть три основные гуны: саттва — ясность, прозрачность, благость; раджас — энергия, пыл, движение; и тамас — инертность, косность, тупость.

Согласно этой концепции, пищу  можно разделить на тамасическую, раджасическую и саттвическую. В первой преобладает гуна невежества, также ее называют заземленной едой. Сюда можно отнести мясо, рыбу, яйца и всю несвежую пищу.

Раджасическая пища наполняет тело человека желаниями и страстями. Это еда правителей и воинов, а также людей, стремящихся к телесным утехам: чревоугодников, прелюбодеев и прочих. Сюда обычно относят слишком пряную, соленую, пережареную, копченую пищу, спиртное, лекарства и опять-таки все блюда животного происхождения из мяса, рыбы, птицы.

И, наконец, саттвическая пища дает человеку энергию, облагораживает, наполняет благостью, позволяет идти по пути самосовершенствования. Это все сырые растительные продукты, фрукты, овощи, орехи, злаки.

Практикующий йог стремится жить в саттве. Для этого он избегает привычек невежества и страсти во всем, включая пищу. Только так возможно добиться ясности, научиться различать истинное и ложное. Поэтому любая вегетарианская еда связана с очищением существования.

2. Бывают ли йоги веганами?

— В йогических текстах я не встречал упоминаний о веганстве, если не считать описаний экстремальных практик, — рассказывает инструктор хатха-йоги, йога-журналист, целитель Рэйки Алексей Соколовский. — Например, существуют прямые указания, что самым совершенным йогам-отшельникам, проводящим целый день в медитации в пещере, нужно всего три горошины черного перца в сутки. Согласно Аюрведе, этот продукт сбалансирован по дошам (видам жизненных энергий). Так как тело по 20 часов находится в своего рода анабиозе, калории, по сути, и не нужны. Это легенда, конечно — я лично не встречал подобных людей. Но уверен, что нет дыма без огня.

Что касается отказа от продуктов эксплуатации и насилия над животными, то принципов веганства придерживаются приверженцы джайнизма (конечно, термин «веган» они к себе не применяют, так как веганство — явление, в первую очередь, западное и светское). Джайны стараются не причинять излишнего вреда даже растениям: едят в основном плоды, избегают клубней и корней, а также плодов, содержащих много семян (ибо семя — это источник жизни).

3. Обязательно ли йогу пить молоко и едят ли йоги яйца?

— Молоко рекомендовано в Йога-сутрах в главе про питание, — продолжает Алексей Соколовский. — Причем, видимо, имеется в виду именно парное молоко, а не то, что продается в магазинах в картонных коробках. Это, скорее, яд, чем лекарство. С яйцами несколько сложнее, поскольку в деревне они живые, оплодотворенные, а следовательно, это ребеночек или зародыш курицы. Есть такое яйцо – участвовать в убийстве младенца. Поэтому йоги избегают яиц. Мои учителя из Индии — Смрити Чакраварти и ее гуру Йогирадж Ракеш Пандей — оба строгие вегетарианцы, но не веганы. Они употребляют молоко, молочные продукты, сливочное и особенно часто топленое масло.

По словам инструкторов, молоко йогам пить нужно, чтобы в организме вырабатывалось нужное количество слизи, которая необходима для нормальной работы мышц,  связок и суставов. Веганы-йоги могут заменить молоко рисом, так как он обладает аналогичными вяжущими свойствами.

4. Равны ли человек и животные, и есть ли у животного душа?

— Спросите у животных, особенно когда их отправляют на бойню, — говорит инструктор йоги, доцент МГУ Евгений Автандилян. — Когда одного индийского гуру спросили, за кого он молится в своих молитвах: только за людей или и за животных тоже, он ответил, что за всех живых существ.

С точки зрения индуизма, все воплощения, то есть все живые существа, едины. Не бывает хорошей или плохой судьбы. Даже если тебе посчастливилось родиться в теле человека, а не коровы, все может измениться в любой момент.

Порой нам трудно примириться с тем, что происходит в мире, когда мы видим страдание. В этом плане научиться сопереживать, отличать истинное, занимая при этом позицию наблюдателя — главное для йога.

Светлана Зотова